На начальном этапе строительства многих объектов довольно часто стационарное подключение к электросетям оказывается невозможным  из-за длительных сроков согласования технических условий с энергоснабжающими компаниями. Часто подключение к электросетям затягивается на многие месяцы и даже годы – в таких случаях весь цикл строительства, а то и дольше, проходит на автономном энергоснабжении. Если это ваша ситуация, аренда дизель-генераторов в нашей компании поможет вам её преодолеть.

Аренда для автономного электроснабжения

Известны случаи, когда даже при завершении строительства по каким-либо причинам всё ещё не удаётся подключить готовый объект к электросетям. Ожидание подключения приносит владельцу существенные убытки: ведь все готово к сдаче и началу эксплуатации, кроме одного – отсутствует необходимая электрическая мощность.  В случае жилищного строительства в такой ситуации невозможно осуществить полноценное заселение построенных домов. В случае с промышленными объектами – невозможно начать эксплуатацию и выпуск продукции. Очевидный выход из этой ситуации, позволяющий снизить издержки от вынужденного простоя - аренда дизельной электростанции необходимой мощности.

Когда все проблемы заказчика с подключением объекта к стационарным электросетям уже благополучно разрешились, и началась полноценная эксплуатация, всё же нельзя сбрасывать со счетов такой немаловажный фактор, как пиковое энергопотребление в определённые часы или времена года. Не всегда электрические сети могут справиться с пиковыми нагрузками, например, в вечернее время. Случается, что в холодные зимы или, наоборот, в слишком жаркое лето напряжение в электросети ощутимо снижается из-за массового использования обогревателей или кондиционеров. Наличие в запасе арендованной дизельной электростанции всегда поможет вам справиться с такими неприятностями и обойдется сравнительно недорого, т.к. эксплуатироваться ДЭС будет не постоянно, а только по мере необходимости – несколько часов в неделю. При таком варианте эксплуатации арендная плата и эксплуатационные расходы будут существенно ниже, чем при постоянной эксплуатации.

Существует целый ряд промышленных и жилых объектов, к которым подведение сетей электроснабжения не планируется в обозримом будущем или в принципе невозможно или нецелесообразно. К ним относятся удалённые вахтовые посёлки, объекты газо- и нефтедобычи в отдалённых районах, автономные перекачивающие станции на трубопроводах, островные территории и т.п. Использование арендованных автономных дизельных электростанций для таких случаев является одним из немногих возможных решений. 

Чем эксплуатация дизель-генераторной установки (ДГУ) в режиме непрерывной выработки электроэнергии при автономном электроснабжении объекта отличается от работы в резервном режиме? Прежде всего тем, что количество рабочих часов ДГУ в автономном режиме в разы больше, чем в резервном. Электростанция работает много часов в день, полную рабочую смену, а иногда даже в круглосуточном режиме, если требуется производственный процесс непрерывного цикла. Естественно, радикально увеличивается износ всех деталей двигателя, генератора и других механизмов, входящих в состав ДГУ. Известно, что для безотказной и надёжной работы любого механизма очень важно вовремя производить его техническое обслуживание, заменять изношенные детали и расходные материалы. При непрерывной работе дизельной электростанции требуется каждые 250-300 часов проводить техническое обслуживание с заменой масла и масляных фильтров двигателя. Через каждые 500-600 часов работы нужно делать более полное ТО, при котором к этим материалам добавляются ещё воздушные фильтры и некоторые работы по регулировке. Таким образом, расходы на поддержание "в строю" непрерывно работающей ДГУ значительно возрастают. Естественно, что эти расходы должны включаться в стоимость аренды электростанции, поэтому при выборе такого вида аренды её стоимость для заказчика будет выше, чем при аренде ДГУ для создания резервной мощности. 

Ещё один аспект, который нужно учитывать при расчётах стоимости по этому виду аренды - снабжение топливом. Как видно из списка предлагаемых нами в аренду электростанций, в основном это очень мощные машины, потребляющие в силу этого значительное количество топлива. Например, при работе в номинальном режиме с нагрузкой 70% они требуют от 130 до 230 литров дизельного топлива в час! Собственный встроенный бак самой большой из этих установок не вмещает больше 2000 литров, а у остальных и того меньше, т.е. при таком расходе хранимого в них топлива хватит максимум на одну рабочую смену длительностью 8-10 часов. После этого бак опустеет и процесс остановится. Чтобы этого не произошло требуется бесперебойное снабжение работающей ДГУ топливом. Можно, конечно, каждый день пригонять топливозаправщик и пополнять запасы, но это дорого и не очень надежно, т.к. аварийный запас топлива невелик и при возникновении неожиданной задержки подвоза заказчик рискует израсходовать всю солярку до приезда заправщика. Мы рекомендуем для электростанций, работающих в режиме постоянной выработки электроэнергии устанавливать рядом с ДГУ ещё и дополнительную топливную ёмкость, запасов которой хватило бы на несколько дней автономной работы. Тем самым исключается сильная зависимость от своевременного приезда топливозаправщика.

В заключение отметим ещё один немаловажный фактор, который нужно учитывать при планировании аренды ДГУ для непрерывной выработки электроэнергии: сильную неравномерность потребляемой нагрузки в зависимости от дней недели и времени суток. Пиковое потребление происходит на предприятии только в рабочие часы, а в остальное время требуется сравнительно небольшое количество электричества для поддержания в дежурном режиме всех систем: освещения, серверных комнат, аппаратных, систем охраны, доступа и т.д. В ночное время энергопотребление объекта сокращается в несколько раз, при том, что в рабочее время ДГУ может быть загружена практически на полную мощность. Как известно, оптимальный режим работы любой ДГУ лежит в пределах её загрузки примерно 50-70%. Вопреки расхожему мнению, "чем меньше нагрузка, тем лучше", практика показывает, что при длительной работе ДГУ на нагрузку менее 30% от её мощности внутри дизельного двигателя происходят вредные процессы, в итоге приводящие к его закоксовыванию. Таким образом, работа ДГУ в ночное время с малой нагрузкой приводит к образованию сажи и отложений на стенках цилиндров, выпускных коллекторов и выхлопной системы. Но это - сравнительно безобидный случай, т.к. период такой работы не слишком длительный и уже через несколько часов начинается новый рабочий день, нагрузка снова вырастает до номинальной, и двигатель выходит на свой оптимальный режим работы, при котором происходит его самоочистка. Другое дело - длительные периоды работы ДГУ с минимальной нагрузкой. Например, выходные и праздничные дни, а также каникулы. За длительное время двигатель успеет так себя загрязнить различными отложениями, что даже после восстановления обычной нагрузки будет уже не в состоянии произвести самоочистку. В результате мы получаем существенное снижение мощности электрического генератора, повышенный расход топлива, перегрев двигателя и другие очень неприятные последствия. Для исключения закоксовывания двигателя в режиме работы на низких нагрузках обычно производят искусственную прогрузку дизельных электростанций с помощью подключения на выход ДГУ специальных нагрузочных сопротивлений (load banks), восполняющих недостаток потребляемой мощности. При подключенных дополнительных нагрузочных модулях электростанция продолжает работать в своём оптимальном режиме даже при отсутствии реальных потребителей вырабатываемого электричества. Конечно, аренда и эксплуатация таких нагрузочных модулей будет стоить дополнительных расходов, но при неравномерной работе без их использования с большой вероятностью в скором времени стоит ждать радикального ухудшения рабочих характеристик ДГУ и возможного быстрого выхода её из строя.